Этический Кодекс социолога и психолога

 

ВВЕДЕНИЕ

   Этический Кодекс Ассоциации Социологов и Психологов Самаркандской области является первой попыткой социологов и психологов определить границы психологической деятельности в обществе. Этический Кодекс призван определить сущность, границы социальную значимость психологической деятельности, обозначить вытекающие из них требования к деловым и нравственным качествам профессионального социолога и психолога. Кодекс поможет оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования социологических и психологических знаний и защитить социологов, психологов и социальную психологию от дискредитации и манипуляций.
   Этический Кодекс Ассоциации Социологов и Психологов Самаркандской области состоит из Введения, Вступления, шести Общих принципов специальных Этических Стандартов. Во Введении обсуждаются цели и задачи данного Кодекса, его построение, решение процедурных вопросов возможные приложения. Вступление и Общие принципы декларируют основополагающие цели, призванные утвердить высокие идеалы социологии и психологии. Хотя ни Вступление, ни общие принципы сами по себе не являются обязательными правилами, они могут рассматриваться как основа этических действий и понимания Этических Стандартов.
   Этические Стандарты устанавливают обязательные правила профессиональной социологической и психологической работы. Большинство Этических Стандартов применимо к различным видам социально-психологической деятельности, хотя реализация их всякий раз должна определяться конкретными условиями. Этические Стандарты определяют нравственно значимые ракурсы профессиональной социологической и психологической деятельности. Неучтенные ситуации и проблемы социолог и психолог должен разрешать, полагаясь на чувство профессиональной ответственности. Соблюдение норм Этического Кодекса является обязательным условием членства в Ассоциации, должны представлять, что нормы Этического Кодекса могут быть применены к ним при общественной оценке их научной и профессиональной деятельности.
   Данный Этический Кодекс распространяется только на те виды деятельности, которые имеют отношение к социологии и психологии. К ним относятся клиническая консультативная психологическая практика, исследования, обучение, тренинг и супервизорство, создания тестовых и измерительных методик, проведение тестов и измерений, обучающее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств, администрирование и другие подобные занятия. Эти виды профессиональной деятельности должны четко отделяться от деятельности социолога и психолога просто как человека, которая не подпадает под действие данного Этического кодекса.
   Этический Кодекс призван внедрить нормы профессионального поведения в деятельность Ассоциации Социологов и Психологов Самаркандской области других организаций, которые его примут. Само по себе нарушение этического Кодекса не является правовым поступком, поскольку нормы Этического Кодекса не имеют силы закона. Однако нарушение норм Этического Кодекса может быть использовано в качестве аргумента при проведении определённых законных процедур. При принятии решений о профессиональном поведении в дополнение к существующим законам социологи и психологи должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если стандарты поведения Этического Кодекса выше.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

   Принцип А. Компетентность
   Социологи и Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Социологи и Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых ещё не выработаны профессиональные стандарты и нормы, социологи и психологи проявляют повышенную ответственность и делают всё возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Социологи и Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

   Принцип В. Порядочность
   Социологи и Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике социологии, психологии. В своей деятельности социологи и психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении социологи и психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Социологи и Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые всё это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы социологи и психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Социологи и Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

   Принцип С. Профессиональная и научная ответственность
   Социологи и Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцированно, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Социологи и Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы социолога и психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к социологии и психологии, а также социологам и психологам. Данным специалистам не безразлично этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости социологи и психологии консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.


   Принцип Д. Уважение к правам человека
   Социологи и Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законы и обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Социологи и Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом.
Социологи и Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой- либо дискриминационной практике.

   Принцип Е. Забота о благополучии других
   Социологи и Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях социологи и психологи учитывают благополучие и права своих респондентов, оптантов, пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлечённых лиц. В случаях, когда обязанности социологов и психологов вступают в противоречие с этическими нормами, социологи и психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Социологи и Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально даёт социология и психология или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как профессиональной деятельности, так и вне её.

   Принцип F. Социальная ответственность
   Социологи и Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризировать социально-психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают всё возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Социологи и Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

   Принцип G. Доступность и конфиденциальность
   Социологи и Психологи осознают свою профессиональную необходимость для общества и для индивида. Исходя из своей миссии мы ставим своей целью быть предельно доступными для социальных групп, общностей и личностей. С другой стороны мы осознаем, что вся полученная информация от консультаций рассматривается строго конфиденциальной, не должна быть разглашена без предварительного согласия респондента (оптанта), клиента. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
"Действуя открыто, с позиции доверия, сотрудничества и ответственности, способствовать личностному росту и духовному развитию человека. Мы трансформируем качество жизни в мире, прибавляя в нем свободы, силы и радости".


ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

   1. Общие стандарты
   Эти Общие стандарты применимы к практической и научной деятельности всех социологов и психологов.
   1.01. Применимость Этического Кодекса.
Деятельность социолога и психолога подпадает под данные Этические стандарты только в том случае, если эта деятельность связана с функциональными обязанностями социолога и психолога или является социально-психологической по существу. Личная деятельность не связанная с социально-психологическими обязанностями и не отражающаяся на них, не является предметом рассмотрения данного Этического Кодекса.
   1.02. Связь Этики и Закона.
   В случае расхождения между этическими нормами данного Кодекса законом, социологи и психологи делают всё возможное для как можно более ответственного разрешения создавшегося противоречия. Все подобные противоречия доводятся до сведения профессиональной социологической и психологической общественности.
   1.03. Профессиональная и научная деятельность.
   Социологи и Психологи занимаются социальной и личностной диагностикой, терапией, исследованиями, супервизорством, обучением, консультированием и другой деятельностью только в рамках чётко определённых профессиональных и научных ролей.
   1.04. Границы компетентности.
   а) Социологи и Психологи занимаются своей профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, различными формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
   б) Психологи осуществляют свою профессиональную деятельность в новых областях или с использованием новых методик только после прохождения соответствующего изучения, обучения, супервизорства и/или консультирования с людьми компетентными в этих областях или методиках.
   в) В тех же областях своей деятельности, в которых ещё не выработаны приемлемые стандарты подготовки, социологи и психологи делают всё возможное для повышения компетентности своей работы и защиты респондентов, оптантов, пациентов, клиентов, студентов, участников исследований и других от возможного вреда.
   1.05.Проведение экспертизы.
   Социологи и Психологи, занимающиеся обучением, терапией, исследованием, организационным консультированием или другой профессиональной деятельностью, поддерживают в этой деятельности высокий уровень социально-психологического знания и постоянно следят за совершением собственных навыков.
   1.06.Основания для научных и профессиональных заключений.
   Делая научные или профессиональные заключения, социологи и психологи основываются исключительно на научных знаниях.
   1.07. Описание сути и результатов социологической и психологической работы.
   а) В любой социологической и психологической работе, связанной с применением результатов непрофессионалами, социологи и психологи пользуются языком, понятным потребителям их работы.
   б) Если по каким - либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определённым группам лиц ) социологи и психологи не могут сообщить информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они заранее должны предупредить этих людей или группы лиц о невозможности пользования этой информацией.
   1.08. Индивидуальные различия.
   Для социологических и психологических работ, в которых важную роль играют такие индивидуальные различия как возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, то или иное физическое или психическое расстройство, язык или социоэкономический статус, от социологов и психологов требуется наличие опыта работы с людьми с данными особенностями и соответствующая этой работе квалификация.
   1.09. Уважение прав других людей.
   В своей профессиональной деятельности социологи и психологи с уважением относятся к правам других людей иметь установки, мнения и моральные нормы, отличные от собственных.
   1.10. Недискриминация.
   В своей профессиональной деятельности социологи и психологи всячески избегают какой-либо дискриминаци на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства , языка, социоэкономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.
   1.11. Сексуальные посягательства.
   Психологи уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать её нарушения.
   1.12. Иные посягательства.
   Социологи и Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинства тех, с кем они вступают в контакт.
   1.13. Личные проблемы и конфликты.
   а) Социологи и Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают той деятельности, на которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой- либо вред включённым в эту деятельность людям.
   б) Более того психологи должны делать всё возможное для распознавания на как можно ранних этапах своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении профессиональной деятельности.
   в) Для устранения внутриличностных препятствий к осуществлению своих профессиональных обязанностей психологи обращаются за профессиональной помощью и поддержкой и чётко определяют на время коррекции ограничения, которые накладываются на их профессиональные обязанности.
   1.14. Ненанесение вреда.
   Социологи и Психологи делают всё возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия своей профессиональной деятельности и избавить или защитить от них людей, с которыми они имеют дело.
   1.15. Неправильное использование социологических и психологических знаний.
   Признавая силу социологических и психологических знаний и её способность влиять на жизнь людей, социологи и психологи делают всё возможное для предотвращения личного, финансового, социального, организационного и политического влияния на неправильное использование социально-психологических знаний.
   1.16. Неправильное использование результатов деятельности психологов.
   а) Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.
   б) Если психологам становиться о неправильном использовании их работы, они делают всё возможное для устранения или исправления допущенных ошибок.
   1.17. Различные отношения.
   а) Во многих ситуациях социологи и психологи не могут избежать различных отношений с теми, с кем они связаны или были связаны профессионально.
   В подобных ситуациях социологи и психологи должны быть особенно осторожны в использовании своего влияния.
   б) Социологи и Психологи должны стремиться избегать каких-либо научных или профессиональных контактов в ситуациях, которые могут нанести вред участникам в силу предыдущих с ними отношений.
   в) Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от различных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов ущемлённой стороны и в полном соответствии с Этическим Кодексом социолога и психолога.
   1.18. Бартер с пациентами или клиентами.
   Социологи и Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов или пациентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьёзным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Социолог и Психолог может участвовать в бартере только тогда, когда 1) это не помешает исследовательской работе и 2) это не приведёт к манипуляциям с специалистом.
   1.19. Использование отношений.
   а) Социологи и Психологи не эксплуатируют тех, над кем они осуществляют супервизорство, оценку их работы, или иную деятельность, сопряжённую с их более высоким статусом по отношению к коллегам. К таким людям относятся респонденты, студенты, супервизируемые, волонтеры, нанятые на работу, участники экспериментов, клиенты и пациенты.
   б) Социологи и Психологи не вступают в сексуальные отношения со студентами или супервизируемыми, проходящими у них тренинг или находящимися от них в зависимости, поскольку такие отношения скорее всего являются эксплуатацией.
   1.20. Консультации и взаимодействия с коллегами.
   Социологи и Психологи организуют необходимые консультации взаимодействие, с коллегами исходя из интересов своих клиентов и пациентов, но только с их согласия и на основании закона.
   1.21. Подключение к своей работе третьей стороны.
   При участие работы третьей стороны психолог должен стремиться к более детальному уточнению роли каждой из сторон. Это уточнение как терапевта, организационного консультанта, диагноста или эксперта, а также прояснение оказываемых услуг, получаемой информации и возможных ограничений в конфиденциальности.
   1.22. Отношения субординации.
   Социологи и Психологи наделяют своих подчинённых, супервизируемых и ассистентов в исследовании только той ответственности, в которой данные люди могут компетентно справиться на основе своего образования, опыта и подготовки, независимо от того, будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.
   1.23. Введение профессиональной научной документации.
   а) Социологи и Психологи должным образом документируют свою профессиональную научную работу с целью облегчения дальнейшей деятельности в этом направлении, а также для возможности предьявить свою работу в других инстанциях.
   б) Если социологи и психологи знают, что записи о их работе могут быть использованы в официальных инстанциях, они стараются подробно вести всю документацию.
   1.24. Записи и данные.
   При фиксировании своей работы социологи и психологи руководствуются законом и данным Этическим Кодексом.

   1.25. Плата и финансовые вопросы.
   Вопросы оплаты труда следует решать на самых ранних этапах установления профессиональных или научных отношений.

   2. Тестирование, оценка и вмешательство

   2.01. Оценка, диагноз и вмешательство в профессиональном контексте.
   а) Психологи осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках чётко определённых профессиональных отношений.
   б) Социально-психологические заключения, отчёты, рекомендации и диагнозы строятся на информации и техниках (включая сюда, когда требуется, и личные беседы), которые действительно обеспечивают получение соответствующих результатов.
   2.02. Компетентность и правильное использование социологического и психологического инструментария.
   а) Используя любой социологический и психологический инструментарий, будь то интервью, анкета, тест или иная методика, специалисты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен для решения поставленных задач и что при его использовании будут учтены границы его применимости.
   б) Социологи и Психологи делают всё возможное для предотвращения неправильного использования своего инструментария и не позволяют другим неправильно использовать информацию, получаемую с помощью их интрументария.
   Это относится к использованию сырых тестовых данных теми, у кого нет достаточной квалификации для использования этой информации.
   2.03. Создание социологического и психологического инструментария.
   Социологи и Психологи, работающие над созданием своего инструментария, используют для этого научные процедуры и современные профессиональные представления о дизайне, стандартизации, валидизации, способах устранения расхождений и выработке профессиональных рекомендаций по применению данного инструментария.
   2.04. Использование инструментария в целой популяции и субпопуляциях.
   а) Социологи и Психологи, пользующиеся инструментарием, точно представляют, с чем они имеют дело, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения.
   б) Особое внимание психологи обращают на ограничения в применении инструментария и интерпретации, полученных с его помощью данных, когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении индивида.
   в) Социологи и Психологи делают всё возможное для определения ситуаций, в которых социально-психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.
   Особо это касается ситуаций, в которых могут быть задеты такие индивидуальные особенности как возраст, полурасовая и национальная принадлежность, вероисповедания, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык и социоэкономический статус.

   2.05. Интерпретация данных.
   При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, социологи и психологи стараются учитывать все факторы, как связанные с инструментарием, так и с испытуемыми, которые могут повлиять на аналитическое заключение или достоверность или ограничения интерпретаций социологов и психологов.
   2.06. Неквалифицированное пользование социологическим и психологическим инструментарием.
   Психологи не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.
   2.07. Недостоверные тесты и устаревшие тестовые нормы.
   а) Социологи и Психологи не строят оценки, рекомендации и заключения на тестовых нормах или данных, устаревших к моменту решения поставленной задачи.
   б) Точно также, социологи и психологи не стоят своих суждений на тестах или измерениях недостоверных для решения поставленной задачи.
   2.08. Создание тестовых оценок и интерпретаций.
   а) Психологи, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием.
   б) Психологи несут ответственность за правильное применение и интерпретацию инструментария, независимо от того, проводили подсчет и интерпретацию они сами или это делалось другими.
   2.09. Объяснение полученных результатов.
   Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им уровне независимо от того, проводилось исследование психологом, ассистентом или в автоматическом режиме.
   2.10.Обеспечение безопасности психологического инструментария.
   Психологи делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического Кодекса.


3. Реклама и другие выступления.

   3.01. Определение публичных выступлений.
   Социологи и Психологи руководствуются этим Этическим Кодексом в публичных выступлениях, связанных с профессиональными службами, продуктами и публикациями в области социологии и психологии. Публичные выступления не ограничиваются только платной или бесплатной рекламой, они также включают в себя брошюра, газетные и научные статьи, резюме или curricula vitae, интервью в mass media, лекции и устные выступления, и любые опубликованные материалы.
   3.02. Высказывания слов социологов и психологов.
   а) Социологи и психологи несут профессиональную ответственность за высказывания на социально-психологические темы, сделанные с их слов другими.
   б) Более того, психологи делают все возможное для предотвращения неконтролируемых с их стороны неверных или ложных высказываний о психологической практике и профессиональной или научной деятельности.
   в) Если социологами и психологами становится известно о ложных высказываниях, об их работе, они должны сделать все возможное, чтобы исправить такие высказывания.
   г) Социологи и Психологи не компенсируют средствам массовой информации исправление ошибок в освещении социально-психологической деятельности.
   д) Платная реклама социологической и психологической деятельности должна восприниматься именно в контексте этой рекламы.
   3.03. Избегание ложных или неверных утверждений.
   а) Социологи и Психологи в публичных выступлениях не говорят неправду, не пользуются непроверенной информацией, не вводят людей в заблуждения относительно своей специальности. В качестве примера этого стандарта, но не его ограничения, психологи публично не делают ложных и неверн а социологи и психологи используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом в качестве свидетельства об имеющейся квалификации (это может быть дипломы, сертификаты, справки с место учебы, научные статьи, записи в трудовых книжках и т.д.).
   3.04. Выступления в средствах массовой информации.
   При выступлениях в средствах массовой информации социологи и психологи должны быть уверены, что
   1) высказывание ими суждения действительно основаны на соответствующей социологической и психологической литературе и практике,
   2) сделанные высказывания соответствуют данному Этическому кодексу,
   3) адресаты информации (её реципиенты) не почувствуют, что сделанные суждения задевают лично их.
   3.05. Свидетельства.
   Социологи и Психологи не используют свидетельств, взятых из текущей работы с клиентами или пациентами или другими людьми, которые в силу обстоятельств находятся под влиянием психологов.


4. ТЕРАПИЯ

   4.01.Установление отношений.
   а) При установлении терапевтических отношений между психологом и клиентом или пациентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время терапии, как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.
   б) Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчёства супервизора , если он несёт ответственность за данный случай.
   в) Если терапевтом является студент-интерн, то клиент также ставится об этом в известность.
   б) Психологи предпринимают все, что в их силах, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящей терапии во избежание, какого - либо непонимания.

   4.02. Осознанное согласие на терапию
   а) Психологи получают приемлемое осознанное согласие на терапию или подобные процедуры, пользуясь понятным для участников языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем, виде отражает, что личность (1) способна дать согласие, (2) получила значимую информацию относительно всех процедур, (3) дала своё согласие без постороннего нажима на основе свободного волеизъявления и (4) данное согласие правильно оформлено.
   б) В тех случаях, когда личность официально не может дать осознанное согласие, психологи получают осознанное разрешение от людей, несущих ответственность за недееспособных.
   в) Дополнительно, психологи (1) информирует недееспособных о проводимых вмешательствах в соответствии с психологическими способностями личности, (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.



Сайт создан в системе uCoz