Социологическая Служба им. Аль Беруний

 

   Социологическая Служба им. Аль Беруний проводит социологические, психологические и маркетинговые исследования в регионе и за его пределами. На сегодняшний день данная социологическая служба провела свыше 30 исследований: "Развитие кадровой службы концерна Пульсар", "Морально-психологический климат в СП "ТС-Технология", "Проблемы и перспективы трудовых отношений в ООО "Шердор ЛТД", "Суицид среди женщин Самарканда", "Отношения женщин к многоженству", "Межэтнические отношения в г.Самарканде", "Особенности таджикского диалекта в Самарканде", "Отношение студенческой молодежи к религии" В настоящее время идет этнографическое исследование обычаев и традиций этнических групп проживающих в Самарканде" и "Русские в Узбекистане","Узбеки и таджики в Узбекистане". В настоящее время идет работа завершена работа по написанию проекта "Социально-психологический портрета студента вузов города Самарканда" и "Молодежная биржа труда". Ведется работа по созданию сети социологических служб в вузах, колледжах, лицеях города.

   Система образования может оказывать мощное влияние на экономическую и культурную жизнь общества в том случае, если она поставляет на рынок труда профессионально подготовленных работников, обеспечивает социализацию подрастающих поколений, помогает становлению и развитию сознательных граждан, способствует эффективному раскрытию индивидуальности - развитию интеллектуальных способностей и нравственных качеств личности. Образование, выполняя важные социально-инструментальные функции, будучи непременным средством развития экономики, политики, культуры, является самостоятельной ценностью и целью для многих людей; образование способствует реализации собственных интересов и творческих сил человека. Сочетание общественной значимости образования и личной заинтересованности в его качестве миллионов людей ставит этот социальный институт в условия высокой социально-профессиональной ответственности, требует соответствия социальным ожиданиям общества и личности. Выход Узбекистана на рельсы рыночной экономики, более высокий уровень экономического и социального развития с целью построения реального Гражданского общества, невозможен без качественных изменений в системе образования, развития среднего и малого бизнеса, которые, несмотря на невероятные трудности, борьбы командно-административной системой, с новой молодой проседью, желающая построить современный развитый Узбекистан, происходят. Однако этот процесс не сопровождается систематическим критическим анализом. Важную роль в осмыслении современного состояния и тенденций развития построения гражданского общества может играть социологическая информация.
Научная основа социологической службы

   Непременным условием успешности управления или экспериментального воздействия является знание об исходном состоянии объекта. Во многих сферах профессиональной деятельности, будь то промышленное производство, финансы, транспорт, связь, торговля, налажен процесс диагностики и прогнозирования ожидаемых результатов. Система "обратной связи" в образовании находится лишь в стадии становления. Крупным достижением за последние десять лет является создание в центре и на местах психологической службы. Во многих школах появились практические психологи. Однако социологическая служба - пока что "экзотика", хотя социологическая работа не требует такого количества специалистов, как психологическая, социологов по нашим подсчетам требуется в десять раз меньше, чем психологов. Психологу необходим непосредственный контакт с конкретным человеком или группой, социолог же имеет дело со значимостью выбора исследуемой группы в качестве эмпирического объекта исследования. Изучение ценностных ориентацией позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, которые в ситуации профессионального выбора являются критериями принятия жизненно важных решений. Социологическая служба Ассоциации Социологов и Психологов Самаркандской области создана в 2002 году. Своей целью мы ставим изучение общественного мнения как в Самаркандской области, так и в целом во всей Республике Узбекистан, обнародование этого мнения и привлечение внимания общественности, государственных структур, а также иностранных специалистов к проблемам возникающие в нашем обществе. В работе службы принимают участие, социологи, психологи, студенты, преподаватели, специалисты других отраслей науки, бизнеса, производства, трудовые коллективы в 20 городах и сельских поселениях Узбекистана. Приглашаем Вас включиться в работу службы.
   Каждая возрастная категория это отдельный, самостоятельный и своеобразный социум со своими ценностями, социальными ориентациями, особым восприятием окружающей действительности. Не случайно правомерность обследования, предусматривающего оценку деятельности и взаимодействия между этническими группами, вызывает споры. Такое обследование, естественно, потребовало серьезной подготовки, глубочайшего внимания и такта по отношению к этническим группам и их лидерам на всех его этапах - от разработки инструментария до оформления и предъявления отчета. Результаты получены интересные, многоплановые, оценки представителей разных этнических групп, может быть, оказываются самыми достоверными. Работа над обработкой и анализом эмпирического материала продолжается.
   Не был оставлен без внимания социологической службой "им. А.Беруни" и другой важный субъект образовательного процесса, он же объект социологического исследования - педагоги. В 2002 году был проведен опрос 100 работников образовательной сферы и 400 педагогов г. Самарканда по теме "Социально-экономические проблемы модернизации общеобразовательной школы". Результатом работы явилась аналитическая справка. Вот некоторые его фрагменты.
Наши обследования показали, что главный фактор, реально повлиявший на развитие узбекского образования, предоставление учителям прав на эксперименты, обновление содержания предметов, разработку авторских программ и проектов, поиск и применение новых методов работы. С другой стороны далеко не качественное обновление преподавательского коллектива, в виду большой миграции специалистов в другие регионы СНГ. Не исключено, что 90-е годы XX столетия по настоящее время узбекского образования будут отмечены историками и социологами как десятилетие парадоксов: побед и поражений.
   Условия деятельности службы:

  • Служба является структурным подразделением Ассоциации Социологов и Психологов Самаркандской области общественным некоммерческим формированием. Участники службы проводят опросы в своих территориях по предлагаемым из Ассоциации методикам. Методики разъясняют технологию проведения исследования, первичной обработки полученных данных.
  • Каждый участник службы имеет право на получение полной информации по результатам опросов по всему Узбекистану, имеет право предложить темы или конкретные методики для последующих исследований.
  • Общая обработка результатов проводится в Головном офисе Ассоциации, непосредственно в Социологической службе им. А.Беруни.
  • Результаты будут публиковаться в информационном бюллетени, в сети Интернет, в специальном сборнике по результатам исследования, представляются для радио и телекомпаний согласно предварительной договоренности, предлагаются в другие печатные издания.
  • Независимая социологическая служба - это как врач, как банк, как партия (в человеческом, а не административно-бюракратическом смысле), то есть настаивается годами. Если хотите, социологическая служба это не только барометр происходящих процессов в обществе, но и ее совесть.
  • Репутация и многолетний опыт непрерывность исследований сотрудников социологической службы здесь важнее текущего пиара и гибкости инструментария



   С делитантной точки зрения, многое в инструментарии Социологической службы им.А.Беруни может казаться сегодня несколько архаичным. Какие-то несовременные вопросы, как бы застывшие где-то в 1989--91-м годах. Демократические ценности, права человека, свобода слова. Что за понятия? У нас давно уже другие песни и танцы, ведь вся страна поет и танцует. Инструментарий, в принципе, вещь не слишком значимая - важна динамика. Если мы задаем одни и те же вопросы в течение почти 15 лет, то накапливаем как раз уникальные и самые важные, многократно проверенные данные по изменению общественного мнения. Можно мерить расстояние в милях, а можно - в километрах. Важно не мерить его то в том, то в другом. У нас действительно сегодня есть заслужившие свой статус и обладающие мандатом доверия социологические службы. Ничуть не хочу обидеть других, кто недавно начал работать в этом сегменте и со временем, возможно, также займет в нем свое достойное место. Ибо там, где нет конкуренции, не бывает конкурентосопособных. И ценность замеров, которые не могут быть соположены с замерами других служб, стремительно снижается. Мы верим что в будущем в Узбекистане будут целые сети социологических служб, призванные изучать общественное мнение, которое поможет государственным, коммерческим, ННО, иностранным представительствам реально ощущать пульс времени.
   Основными задачами социологической службы являются:
   а) активное вмешательство социальной службы в обеспечении нормального функционировании жизнедеятельности общества, организации, вуза, колледжа и т.д.;
   б) консультативная работа с персоналом по проблемам, связанным с функционированием общества в целом, так и организации.
Работа социологической службы должна строиться по 3 направлениям, в соответствии с задачами социологической службы:
   а) диагностическое;
   б) прогностическое;
   в) консультативное.
   Социологическая служба анализирует информационные данные по каждой конкретной ситуации, таким образом обеспечивает:
   1) операциональность выделенных проблем;
   2) конкретность и обоснованность проблем;
   3) обеспечивает диагностику по тому или иному вопросу.
   Система анализа данных социологической службы осуществляется в соответствии со следующей схемой:

   АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ


   АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


   АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ УСЛОВИЙ

   Заказ социологической службы всегда формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-либо социальное противоречие, заказ может формироваться как указание на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере образовательно-воспитательной системы организации или системы управления. Социологическая служба переводит проблемную ситуацию в формировку проблемы, которая будет исследована. Теоретическая часть предстоящей работы представляется в нескольких пунктах:
   1. Реальность наличия данной проблемы
   а) наличие показателей, количественно и качественно характеризующих проблему на вопрос;
   б) наличие учет информационно-статистических показателей;
   в) наличие достоверности в информационно-статистических показателей.
   2. Выделение наиболее существенных факторов изучаемой проблемой социологическая служба устанавливает какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении изучаемой проблемой, каковы их интересы и стимулы участия в разрешении проблемной ситуации.
   3. Информационный материал (статистические данные учета помогают вычленить главные и второстепенные компоненты изучаемой ситуации.
   4. Анализ имеющих решений по аналогии исходных проблем.
Любая проблемная ситуация или интересующий изучаемый вопрос описывается на основе основных характеристик. Сущность содержания проблемной ситуации, наличие информации о том на сколько данная проблемная ситуация распространена, какие элементы учебно-воспитательного процесса и системы управления в этом задействована, наличие информации о том является ли данная проблема знакомая абсолютному большинству или меньшинству, наличие информации с какого временного момента можно говорить о данной проблеме, каковы тенденции развития данной проблемы (уселение, уменьшение, стабилизация). Анализ информации дает сделать следующий шаг: программа исследования, которая является основой социологического исследования.


   Структурная схема программы исследования



   

   Цели задачи исследования - это раздел программы регулирующей отношения заказчика и социолога на стадии определения ожидаемого результата, при этом определяется объем затрат времени и иных ресурсов необходимых для получения результатов исследования. При выборе предмета исследования формулируется гипотетическое разрешение проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования.
   Гипотезой исследования - это обусловленное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связи между его компонентами. Гипотеза вырабатывается на основе имеющихся фактов. Формирование гипотезы - это заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Необходимо помнить, что выдвижение гипотезы так или иначе носит вероятностный характер, в последующем вся собранная информация служит проверкой гипотетического предположения.
   Социологическая служба может пользоваться различными методами сбора социальной информации. Методы сбора информации являются практическим разделом реализации того или иного социологического исследования. Методы сбора информации могут быть различными: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, эксперимент, фокус-группа.
   Необходимым элементов при сборе данных является социологическая выборка. Цели и задачи исследования определяют объект исследования. Когда объект исследования не велик, социолог вполне может исследовать его целиком, тогда объект исследования тождественен генеральной совокупности, когда объект исследования велик, делается выборка важным элементом, которой является репрезентативность. При определении метода сбора информации социологической службы принимает во внимание ряд важных моментов:
   1) оперативность и экономичность исследования;
   2) качество данных;
   3) надежность метода.
   Заключительным этапом любого исследования является обработка полученной информации, анализ и интерпретация данных, а также получение обоснованных выводов и рекомендации. Вся информация представляется в унифицированной форме, что дает возможность перевода данных в непосредственную форму. В ходе статистического анализа выявляется некоторые зависимости, которые позволяют сделать определенные выводы и обобщения. В дальнейшем информация полученная в результате исследования доносится до управленческого звена для выработки конкретных решений.

 

 

Сайт создан в системе uCoz